Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому перед системой образования стоит задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровьесберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровьесберегающих технологий.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, в соответствии с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 28.12.2010 г. № 2106)
Факторы, влияющие на здоровье человека:
- Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья;
- Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека;
- Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье;
- Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.
При этом процентное соотношение влияния этих основных факторов на формирование здоровья может незначительно изменяться, в зависимости от конкретных обстоятельств, но общее их соотношение и взаимное влияние существенно измениться не могут.
Но как бы ни оказывали влияния на человека условия его жизни и деятельности, наличие его внутреннего стремления к активной, деятельной и продуктивной жизни, понимание ценности своего здоровья и важности его сбережения путём следования принципам здорового образа жизни, – эти и другие личностные факторы формирования здоровья, несомненно, играют ведущую роль.
На созидание личностных факторов здоровья человека в значительной степени влияют педагогическая деятельность образовательных учреждений, воспитательная функция семьи, коллектива, средств массовой информации, деятельность учреждений культуры и искусства, спортивно-оздоровительных учреждений, а также и общественная деятельность самого человека.
Необходимо всячески способствовать формированию у учащихся по-настоящему здорового, активного, развивающего и трезвого образа жизни, основанного на высоких нравственных и морально-этических принципах, нацеленного на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и успешную социализацию человека. Это должен быть такой образ жизни, который обеспечивает формирование достаточных психофизиологических резервов здоровья, составляющих основу активного долголетия и создающих условия для радостной и счастливой, интересной и продуктивной жизни человека.
Что означает рекомендация: «Вам нужно вести здоровый образ жизни»? Что включает в себя содержание данного понятия – «Здоровый образ жизни»?
Содержание понятия «Здоровый образ жизни» включает следующие основные составляющие его компоненты:
- рациональную трудовую деятельность, организованную так, чтобы она минимизировала воздействие факторов риска возникновения заболеваний и соответствовала гигиеническим нормативам условий труда и режима его организации, а также соблюдение гигиенических рекомендаций по сбережению функциональных возможностей органов зрения, слуха;
- достаточную, адекватную физическую активность – как в процессе трудовой деятельности, так и вне её, памятуя о том, что ни одно лекарство не в состоянии заменить целебного (лечебно-профилактического) действия движения;
- активное отношение к занятиям оздоровительной физкультурой, общеразвивающим спортом, наряду с закаливанием и укреплением защитных сил организма;
- рациональное питание, соответствующее по своей калорийности энергетическим затратам организма и сбалансированное по объёму принимаемой пищи, по составу пищевого рациона, по содержанию ингредиентов пищи и по их соотношению, – в соответствии с рекомендациями по режиму питания и распределению суточного пищевого рациона;
- ответственное отношение к собственному здоровью: своевременное обращение за медицинской помощью, когда в этом возникает необходимость, а также ответственное отношение к рекомендациям специалистов по выполнению методов обследования, лечения и профилактики различных форм нарушений здоровья (рациональная медико-профилактическая активность);
- доброжелательное, внимательное и участливое отношение к окружающим, а также – предупредительность, вежливость и другие проявления антистрессового поведения в семье и в коллективе;
- стремление к профилактике конфликтных ситуаций и к благополучному разрешению подобной ситуации, в случае её возникновения;
- категорическое неприятие вредных привычек и болезненных пристрастий, разрушительно воздействующих на организм и личность человека: решительный отказ от курения табака, систематического и неумеренного употребления алкоголя, а также от немедицинского употребления психоактивных веществ;
- категорическое недопущение любой формы опробывания и приёма наркотиков; умение предвидеть и предупреждать опасные ситуации; умение грамотно, правильно и решительно действовать при их возникновении.
Недопустимо следовать весьма рискованной и реально опасной линии поведения, направленной на то, чтобы всё испытать, всё испробовать и на основании собственного опыта всё оценить. Именно это обстоятельство нередко служит первым побудительным мотивом приобщения к употреблению психоактивных веществ, в том числе и наркотиков. (Бахтин, Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение)